Главная » Сочинения » 7 класс |

Творческое наследие Г.Р. Державина

Средняя оценка: 3.3 

Творческое наследие Г.Р. Державина

Гавриил Романович Державин — один из величайших русских поэтов XVIII века. Его литературное наследие является подлинно национальным явлением культуры, сохранившим не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть.

Биография Державина — история о солдате, который достиг высших ступеней в государстве. повесть о человеке, одержимом многими предрассудками своего века и своего класса и вместе с тем страстно воспевшем стремление к справедливости и правде.

Писать Державин начал еще будучи гвардейцем Преображенского полка. Первое свое произведение он опубликовал в 1773 году, но широкая литературная известность пришла к Г. Державину в 1782 году, после опубликования оды «Фелица».

Стихи Державина — плоды длительных размышлений о бренности жизни, о смерти и бессмертии, отражают мировоззрение человека много прошедшего и пережившего. Мудрость и литературный талант привели Г.Р. Державина на вершину русского классицизма, поставив его в один ряд с М.В. Ломоносовым и А.П. Сумароковым.

Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, да и не мог быть, хотя бы из-за своего горячего нрава. «В правде черт»,— говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить «истину... с улыбкой». В оде «Фелица» Державин обращается к царице Екатерине II, соединяя «... патетический элемент с комическим... что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине» (В.Г. Белинский). Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не всегда, добиваться своего, зная, что правда на его стороне.

Будучи человеком глубоко верующим, в своих стихах Державин часто обращается к Богу, при этом поэт не отделяет божественное начало от мирского окружения. Для него Бог —  «источник жизни» не только духовной, но и материальной. В оде «Величество Божие» он славит Творца, но не может не воскликнуть:

Но грешных пламя и язык
Да истребит десница строга!

Отстаивая свою гражданскую позицию, в стихотворении «Радость о правосудии» Державин говорит:

Да правый суд я покажу.
Колеблемы столпы земные
Законом Божьим утвержу...

Но в творчестве Державина присутствуют не только как «гражданинские» произведения, многие стихи и оды носят явный философский оттенок. В них Державин рассматривает глубинные связи человека и природы. В этих произведениях появляется мысль о равенстве людей перед лицом вечности:

Подите счастья прочь возможны.
Вы все пременны здесь и ложны:
Я в дверях вечности стою.

Охватывая в воображении как бы сразу все мироздание, бездны и выси, поэт словно стремится взлететь туда, где можно дышать полно, не боясь ледяного и разреженного воздуха. Но это удавалось ему далеко не всегда. А если и удавалось, то строфы стиха были яркими и запоминающимися: « Я червь — я Бог» было метафорой, рисующей образ самого поэта. Державин искренне полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листа бумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде «Бессмертие души»:

Как червь, оставя паутину
И в бабочке взяв новый вид,
В лазурну воздуха равнину
На крыльях блещущих летит,
В прекрасном веселясь убранстве,
С цветов садится на цветы:
Так и душа небес в пространстве
Не будешь ли бессмертна ты?

В 1811 году Державин подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, главной из которых было «Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде». Поэт так, например, объясняет значение слова «ода»: «В новейших временах... она то же, что кантата, оратория, романс, баллада, станс или даже простая песня». Далее Державин разъясняет такие понятия, как «вдохновение», «высокость», «беспорядок лирический». Поэт пишет о композиции оды: «... восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, поэтому ода плана не терпит». Далее Державин рассказывает о «единстве страсти» и «разнообразии» ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени и действия. Поэт ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что «вымыслы истину только украшают». Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно «на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли... живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения». Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения творческого наследия автора.

Осмыслив все эти моменты творческого наследия Г. Р. Державина, можно утверждать, что назначение поэта он "видел прежде всего в его посредничестве между Создателем и людьми. Представления Державина о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин. Державин благословил Пушкина как прекрасное будущее России.

Свой творческий путь Г. Р. Державин завершил одой «На тленность». Он написал ее за два дня до своей кончины. Текст оды, написанный на грифельной доске, постепенно тускнел и осыпался, подтверждая свойства «реки времени». Но звуки его лиры все еще слышны, по-прежнему величественно и прекрасно, говоря нам о бессмертии души, об истине и Боге.

Вместе с сочинением «Творческое наследие Г.Р. Державина» часто ищут

Категория: Сочинения для 7 класса | Метки: А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, анализ творчества, русская литература XVIII-го века, М.В. Ломоносов, Оды, творчество, русский классицизм

Популярность темы: 2616 | Оценка: 3.3 | Закладки:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск сочинений
Метки: Капитанская дочка классика весна 1 сентября Осень день победы война 9 мая сочинение-повествование Тарас Бульба И.С. Тургенев Великая Отечественная война А.Т. Твардовский ВОВ Василий Теркин анализ произведения сатира хлестаков сочинение-описание былины О Школе времена года снег А.А. Блок Противостояние конфликт революция гроза драма анализ героев произведения А.М. Горький поэзия лирика символизм о животных лето Как я провел лето зима метафора самоотверженность анализ героев характер драматургия А.П. Сумароков Г.Р. Державин пейзаж образы героев произведения Сказки мой город иносказание образ героя романтизм советская литература о будущем сочинение-рассуждение обо мне кем быть? О войне о родине Отцы и дети Сочинение по картине о маме живопись образы героев А.С. Пушкин Емельян Пугачев золотая осень славяне Ирония портрет М.Ю. Лермонтов патриотизм пьеса комедия Горе от ума Л.Н.Толстой XIX век героизм Война и Мир Л.Н. Толстой о детях сравнение произведений детство о природе былина мини-сочинение о зиме моя семья проза Повести Белкина природа Герой нашего времени В.В. Маяковский О себе гуманизм анализ творчества история России ревизор Н.В. Гоголь А.С. Грибоедов

На линии: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0