Главная » Сочинения » 11 класс |

Женщина на фронте (по книге С.А. Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Средняя оценка: 4.4 

Женщина на фронте (по книге С.А. Алексиевич «У войны не женское лицо»)
Я ушла из детства в грязную теплушку.
В эшелон пехоты, в санитарный взвод...
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не смогла сыскать...

Ю. Друнина

Тема Великой Отечественной войны породила множество выдающихся произведений, в которых описывается жизнь и борьба советского народа  с фашистскими оккупантами. Наши традиционные представления о войне связаны, в первую очередь, с образом мужчины-солдата, ведь воевали-то в основном представители сильного пола. Но масштаб той войны поставил в строй и женщин. Они не только спасали и перевязывали раненых, но и стреляли из «снайперки», подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах. Вот о них, женщинах-солдатах, и идет речь в повести белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».

В своей книге писательница собрала воспоминания женщин-фронтовиков, которые рассказывают, о том, как сложилась их жизнь в годы войны, и обо всем, что они видели там, на фронте. Но это произведение не о прославленных снайперах, летчицах, танкистах, а об «обыкновенных военных девушках», как они сами себя называют. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо.«Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова — сестра, жена, друг и самое высокое — мать... Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь — синонимы» — так начинается книга С. Алексиевич. Да, в нашем представлении женщина — это нежное, хрупкое, безобидное существо, которое само нуждается в защите. Но в те ужасные военные годы женщине пришлось стать солдатом, идти защищать Родину, чтобы сберечь жизнь будущим поколениям.

После прочтения книги меня удивило то, что такое огромное число женщин воевало в годы Великой Отечественной войны. Хотя здесь нет, наверное, ничего необычного. Всякий раз, когда угроза нависала над Родиной, женщина вставала на ее защиту. Если вспомнить историю Руси и Росиии, то можно найти множество примеров, подтверждающих это. Во все времена русская женщина не только провожала на битву мужа, сына, брата, горевала, ждала их, но в трудное время сама становилась рядом с ними. Еще Ярославна поднималась на крепостную стену и лила расплавленную смолу на головы врагов, помогая мужчинам защищать город. И в годы Великой Отечественной войны женщина стреляла, убивая врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее дом, ее детей, родственников и близких. Вот отрывок из рассказа Клавдии Григорьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера: «Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю». И не единственная она была такая.

Не женское это дело — убивать. Все они не могли понять: как это можно убить человека? Это же человек, хоть он враг, но человек. Но этот вопрос постепенно исчезал из их сознания, а его заменяла ненависть к фашистам за то, что они делали с народом. Ведь они беспощадно убивали и детей и взрослых, сжигали людей живьем, травили их газом. Зверства фашистов, наверное, и не могли породить иного чувств, кроме страха и ненависти. Вот только единственный пример, хотя в этом произведении их сотни. «Подъехали машины-душегубки. Туда загнали всех больных и повезли. Ослабленных больных, которые не могли передвигаться, снесли и сложили в бане. Закрыли двери, всунули в окно трубу от машины и всех их отравили. Потом, прямо как дрова, эти трупы бросили в машину».

И как мог кто-нибудь в то время думать о себе, о своей жизни, когда враг ходил по родной земле и так жестоко истреблял людей. Эти «обыкновенные девушки» и не задумывались над этим, хотя многим из них было по шестнадцать-семнадцать лет, как и моим ровесницам сегодня. Они были простыми школьницами и студентками, которые, конечно, мечтали о будущем. Но в один день мир для них разделился на прошлое — то, что было еще вчера: последний школьный звонок, выпускной бал, первая любовь; и войну, которая разрушила все их мечты. Вот как началась война для медсестры Лилии Михайловны Будко: «Первый день войны... Мы на танцах вечером. Нам по шестнадцать лет. Мы ходили компанией, проводим вместе одного, потом другого... И вот уже через два дня этих ребят, курсантов танкового училища, которые нас провожали с танцев, привозили калеками, в бинтах. Это был ужас... И я сказала маме, что пойду на фронт».

А Вера Даниловцева мечтала стать актрисой, готовилась в театральный институт, но началась война, и она ушла на фронт, где стала снайпером, кавалером двух орденов Славы. И таких историй об искалеченных жизнях множество. У каждой из этих женщин была своя дорога на фронт, но их объединяло одно — желание спасти Родину, защитить ее от немецких оккупантов и отомстить за смерть близких. «У нас у всех было одно желание: только в военкомат и только проситься на фронт», — вспоминает минчанка Татьяна Ефимовна Семенова.

Конечно, война — это не женское дело, но эти «обыкновенные девушки» были нужны на фронте. Они были готовы к подвигу, но не знали девчонки, что такое — армия и что такое — война. Пройдя шестимесячные, а то иногда и трехмесячные курсы, они уже имели удостоверения медсестер, зачислялись саперами, летчицами. У них уже были военные билеты, но солдатами они еще не были. И о войне, и о фронте у них были только книжные, часто совершенно романтические представления. Поэтому трудно им было на фронте, особенно в первые дни, недели, месяцы. Тяжело было привыкнуть к постоянным бомбежкам, выстрелам, убитым и раненым. «Я до сих пор помню своего первого раненого. Лицо помню... У него был открытый перелом средней трети бедра. Представляете, торчит кость, осколочное ранение, все вывернуто. Я знала теоретически, что делать, но, когда я... это увидела, мне стало плохо», — вспоминает Софья Константиновна Дубнякова, санинструктор, старший сержант. Выдержать на фронте надо было не кому-нибудь, а девчонке, которую до войны мать еще баловала, оберегала, считая ребенком. Светлана Катыхина рассказала, как перед самой войной мать не отпускала ее без провожатого к бабушке, мол, еще маленькая, а через два месяца эта «маленькая» ушла на фронт, стала санинструктором.

Да, не сразу и не легко давалась им солдатская наука. Потребовалось обуть кирзачи, надеть шинели, привыкнуть к форме, научиться ползать по-пластунски, копать окопы. Но они со всем справились, девушки стали отличными солдатами. Они проявили себя в этой войне как отважные и выносливые воины. И я думаю, что только благодаря их поддержке, их храбрости и смелости мы смогли победить в этой войне. Девчонки прошли через все трудности и испытания, чтобы спасти свою Родину и защитить жизнь будущего поколения.

Мы просыпаемся под лучами солнца с уверенностью, что оно будет светить нам завтра, и через месяц, и через год. И именно для того, чтобы мы жили беззаботно и счастливо, чтобы это «завтра» настало, те девушки пятьдесят лет назад шли в бой.

См. также: Телеверсия спектакля «У войны не женское лицо» по книге  Светланы Алексиевич (1988 г., Омский драматический театр, реж. Г. Тростянецкий, О. Соковых)

Вместе с сочинением «Женщина на фронте (по книге С.А. Алексиевич «У войны не женское лицо»)» часто ищут

Категория: Сочинения для 11 класса | Метки: хроники, о женщинах, О войне, вомпоминания, Великая Отечественная война, рецензия

Популярность темы: 12404 | Оценка: 4.4 | Закладки:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск сочинений
Метки: О Школе весна мой город сочинение-описание анализ героев О войне война 9 мая день победы сочинение-повествование О себе портрет И.С. Тургенев О любви природа А.Т. Твардовский Василий Теркин ВОВ анализ произведения былины обо мне о зиме снег живопись А.С. Пушкин славяне революция А.А. Блок Противостояние образы героев произведения конфликт характер гуманизм классика А.М. Горький патриотизм сочинение-рассуждение Осень пейзаж о животных лето времена года Сказки о дружбе героизм народное творчество образы героев драматургия драма гроза А.П. Сумароков Г.Р. Державин анализ творчества Сочинение по картине Х.К. Андерсен сравнение произведений мини-сочинение метафора символизм романтизм самоотверженность о будущем о родине Отцы и дети о маме Емельян Пугачев Повести Белкина Капитанская дочка образ героя Н.В. Гоголь пьеса зима Тарас Бульба комедия Горе от ума Л.Н. Толстой XIX век Война и Мир о детях детство Л.Н.Толстой анализ героев произведения Великая Отечественная война советская литература лирика былина о природе моя семья М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени проза поэзия В.В. Маяковский сатира ревизор хлестаков А.С. Грибоедов золотая осень бабье лето 1 сентября

На линии: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0