Главная » Сочинения » 10 класс |

Образ поэта в лирике В.В. Маяковского

Средняя оценка: 5.0 

Образ поэта в лирике В.В. Маяковского

"Бесценных слов транжир и мот" — строка из стихотворения "Нате!" В нем мы видим восприятие Маяковским себя как поэта. Поэт — "транжир и мот" не потому, что тратит впустую драгоценные слова, а потому что часто бросает их в непонимающую толпу. Но творческая личность никогда не будет подчиняться законам толпы, не будет "кривляться" перед ней. Поэт — свободен:

... я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

Никогда Маяковский не "транжирил" и не "проматывал" слова. Он как раз один из самых скупых в этом отношении поэтов: у него каждое слово стоит на своем месте, нет ничего лишнего, ни одна фраза не тратится даром, впустую. Четкость — это, пожалуй, главная характеристика стихотворений Маяковского. Каждое слово у него рождается в результате огромного творческого напряжения и труда:

Поэзия — та же добыча радия,
В грамм добыча, в год труды...

Поэт — это рабочий, который кропотливо, скрупулезно, день за днем добывает из руды слои драгоценные крупицы рифм и образов. И все это — для людей, которые готовы принять сердце поэта. А он, в свою очередь, готов разделить с ними их боль и страдание:

Поэт всегда должник вселенной,
платящий на горе проценты и пени.

Маяковский свой гений отдал на служение революции. Надо признать, что, может быть, никто лучше Маяковского не умел выразить красоту революции. Да, у поэта революция красива, потому что истинна, потому что в ней он видит правду жизни. Глупо сейчас ставить в вину Маяковскому, что он ра-

стратил свои силы на поддержание безнадежного дела. Мы сейчас так рассуждаем с бессознательным превосходством потомков, увидевших плоды революции. Но для Маяковского в ней был смысл, и свою миссию он видел в том, чтобы открыть этот смысл читателю.

Надо сказать (и даже поставить это автору в заслугу), что Маяковский не только лишь себя как поэта оценивал в своем творчестве. Особенно интересно в этом смысле стихотворение "Юбилейное", где Маяковский "разговаривает" с Пушкиным. Причем важно, что он с самолюбием, которое свойственно только гениальным художникам, ставит себя на одну "полку" с первым русским поэтом, тем самым отдавая ему дань уважения и объективно оценивая свое собственное творчество:

После смерти нам стоять почти что рядом:
вы на Пе, а я на эМ.

Они оба — поэты мирового уровня. Некрасову Маяковский "благосклонно" позволяет остаться между ним и Пушкиным, зато предлагает безжалостно выбросить Надсона, Дорогойченко, Герасимова, Кириллова, Родова. Действительно, кто из них, исключая Надсона, известен сейчас широкой публике? Никто. Маяковский с литературным чутьем угадал, кому жить в веках, а кому покрываться пылью забвения.

Удивительно, что в стихотворении "Юбилейное" фамилия Есенина хоть и не стоит в ряду безвестных имен, а чуть позже, отдельно, но все же причисляется к "хору", к общей массе. Более того, Маяковский употребляет по отношению к Есенину довольно язвительное определение "балалаечник". Известно, как часто происходили столкновения между Есениным и Маяковским. Одна-ко это еще не значит, что Маяковский со своим уже упомянутым художественным чутьем не умел ценить талантливого собрата по перу.

В стихотворении "Сергею Есенину" дается уже совершенно иная оценка его творчества. Может быть, автор употребляет чуть грубоватые, простонародные слова, но за ними чувствуется уважение:

Вы ж такое загибать умели,
что другой на свете не умел.

Правда, затем снова встречается в тексте странный эпитет "звонкий забулдыга подмастерье". Но все-таки, надо полагать, что Маяковский, произнося "подмастерье", видел мастера. Иначе зачем было посвящать целое стихотворение ничего не значащему "забулдыге"?

В поэте Маяковский прежде всего ценил силу слова. И сам он, не умевший кидать слова на ветер, создал из своих стихов неповторимый шедевр. Этого не произошло бы, не умей он так виртуозно владеть русским языком. Недаром в одном из неоконченных стихотворений он писал:

Я знаю силу слов я знаю слов набат Они не те которым рукоплещут ложи От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек...

См. также:В.В. Маяковский — Нате! (SchoolAudioBook)

Вместе с сочинением «Образ поэта в лирике В.В. Маяковского» часто ищут

Категория: Сочинения для 10 класса | Метки: образ поэта, В.В. Маяковский, советская поэзия, лирика, поэзия

Популярность темы: 4112 | Оценка: 5.0 | Закладки:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск сочинений
Метки: А.С. Пушкин проза весна о родине портрет война 9 мая день победы о дружбе сочинение-рассуждение сочинение-повествование Тарас Бульба анализ героев А.Т. Твардовский ВОВ анализ героев произведения О войне Василий Теркин анализ произведения былины сочинение-описание золотая осень моя семья О Школе обо мне о природе о зиме снег зима лето образы героев Горе от ума драма революция символизм А.А. Блок образы героев произведения Отцы и дети гроза конфликт И.С. Тургенев пьеса патриотизм образ героя гуманизм бабье лето о животных Сказки времена года Х.К. Андерсен Противостояние драматургия А.П. Сумароков Г.Р. Державин пейзаж Сочинение по картине природа мой город сравнение произведений метафора народное творчество А.М. Горький романтизм самоотверженность о будущем о маме живопись Емельян Пугачев Осень славяне характер ревизор комедия А.С. Грибоедов XIX век героизм о детях детство Л.Н.Толстой Великая Отечественная война былина Повести Белкина М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени поэзия лирика В.В. Маяковский сатира советская литература О себе Капитанская дочка анализ творчества классика Н.В. Гоголь хлестаков мини-сочинение 1 сентября О любви Л.Н. Толстой Война и Мир

На линии: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0