Главная » Сочинения » 9 класс |

Фамусов и Молчалин - образы века минувшего

Средняя оценка: 3.3 

Фамусов и Молчалин - образы века минувшего

"Горе от ума" - величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как "Недоросль" Фонвизина, "Ревизор" и "Женитьба" Гоголя, "Маскарад" Лермонтова.

В комедии отображена борьба двух веков: "века нынешнего" и "века минувшего". Двумя яркими представителями "века минувшего" являются Фамусов и Молчалин. Неверно полагать, что персонажи комедии делятся на "век нынешний" и "век минувший" лишь по возрасту. Это деление проходит по взглядам, которых придерживается персонаж, его моральным принципам, его поведению, привычкам и стремлениям. Рассмотрим двух этих персонажей подробнее.

Фамусов впервые появляется к комедии в сцене с молоденькой служанкой Лизанькой, где он пошло заигрывает с нею. Уже с самого начала комедии мы получаем представление о нравственном облике Фамусова, о его старческом сластолюбии. Подобный случай не был единичным в тогдашнем высшем обществе, это было вполне в порядке вещей.

Фамусов очень озабочен воспитанием и образованием своей дочери Софьи:

Уж об твоем ли не радели

Об воспитаньи! с колыбели!


Но к чему сводится это воспитание?


Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Старушку золото в надзор тебе приставил:

Умна была, нрав тихий, редких правил.

Одно не к чести служит ей:

За лишних в год пятьсот рублей

Сманить себя другими допустила.


В своей ограниченности Фамусов не понимает, что невозможно "принанять" вторую мать, мать вообще никто не может заменить.

Однако все старания Фамусова в воспитании дочери не прошли даром: незаметно для самой Софьи они сформировали ее характер, ее правила поведения. Да и пример отца становится для Софьи хорошим уроком: об этом говорит ее умение быстро рассеять недоверчивость и подозрения Фамусова, ее притворство перед Чацким.

Образ Фамусова очень сложен. С одной стороны, его речи по пылкости и пафосу не уступают речам Чацкого, с другой стороны - он что ругает, то и хвалит. Вспомним его речи по поводу засилья всего иностранного:


А все Кузнецкий мост и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!


Но уже в следующем акте он будет хвалить то, что не так давно ругал. Кроме того, в своем мракобесье и ретроградстве он так же пренебрежительно относится ко всему исконно русскому, национальному:


Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.


Подобное поведение Фамусова не случайно, закономерно: ведь он является выразителем принципов общества, которое недаром получило название фамусовского.

Как и все члены фамусовского общества, Фамусов не желает и не умеет заниматься служебными делами:


Боюсь сударь я одного смертельно,

Чтоб множества не накоплялось их;

Дай волю вам, оно бы засело;

А у меня что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.


Идеал жизни Фамусова всего фамусовского общества - богатство при отсутствии надобности и желания служить, знатность, претензии на ум при отсутствии такового, лесть и низкопоклонничество, в которых, по их мнению, нет ничего зазорного, ненависть ко всему новому, боязнь того, что что то новое ворвется в их жизнь и переменит ее.

Секретарем Фамусова является Молчалин - "враг дерзости", робкий, преданный молодой человек. Именно в нем живы и процветают традиции фамусовского общества.

Молчалин беден, а потому, чтобы войти в высший свет, он лицемерит, пресмыкается, лебезит перед самыми "яркими" представителями этого общества:


Там моську вовремя погладит,

Там впору карточку вотрет…


Кроме того, он нашел более легкий вариант, как войти быстро и без особых унижений в высший свет: он ловко играет роль влюбленного в Софью человека:


И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…


За несколько лет службы у Фамусова Молчалин успел завязать нужные связи и приобрести полезные знакомства, которые в дальнейшем помогут ему "и награжденья брать, и весело пожить".

После того как Софья случайно узнала о притворстве Молчалина, он не растерялся, он слишком живуч, чтобы быть уничтоженным такой мелочью. Теперь Молчалин стал приспосабливаться к новым условиям жизни.

В то время как раз наступал период молчалиных, которые представляли собой ту силу, которую невозможно было уничтожить: "Молчалины блаженствуют на свете!" - недаром с горечью заметил Чацкий.

Вместе с сочинением «Фамусов и Молчалин - образы века минувшего» часто ищут

Категория: Сочинения для 9 класса | Метки: Горе от ума, А.С.Грибоедов, анализ героев произведения, фамусов, драматургия, комедия, образы героев, молчалин

Популярность темы: 5314 | Оценка: 3.3 | Закладки:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск сочинений
Метки: А.С. Пушкин проза весна о родине портрет война 9 мая день победы о дружбе сочинение-рассуждение сочинение-повествование Тарас Бульба анализ героев А.Т. Твардовский ВОВ анализ героев произведения О войне Василий Теркин анализ произведения былины сочинение-описание золотая осень моя семья О Школе обо мне о природе о зиме снег зима лето образы героев Горе от ума драма революция символизм А.А. Блок образы героев произведения Отцы и дети гроза конфликт И.С. Тургенев пьеса патриотизм образ героя гуманизм бабье лето о животных Сказки времена года Х.К. Андерсен Противостояние драматургия А.П. Сумароков Г.Р. Державин пейзаж Сочинение по картине природа мой город сравнение произведений метафора народное творчество А.М. Горький романтизм самоотверженность о будущем о маме живопись Емельян Пугачев Осень славяне характер ревизор комедия А.С. Грибоедов XIX век героизм о детях детство Л.Н.Толстой Великая Отечественная война былина Повести Белкина М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени поэзия лирика В.В. Маяковский сатира советская литература О себе Капитанская дочка анализ творчества классика Н.В. Гоголь хлестаков мини-сочинение 1 сентября О любви Л.Н. Толстой Война и Мир

На линии: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0